• Более 7 лет успешной юридической практики
  • Профессиональная команда юристов
  • Помощь в решении сложных юридических задач
  • Более 300 успешно реализованных проектов
+7 (495) 777-37-90 единый центр клиентского обслуживания

Банкротство сельхозпредприятий

Сельское  хозяйство  –  отрасль  хозяйства,  направленная  на  обеспечение  населения продовольствием и получением сырья для ряда отраслей промышленности, поэтому роль сельского хозяйства в экономике региона и страны в целом является одной из наиболее значимых.

Для агропромышленных регионов, банкротство сельскохозяйственных предприятий особо важная проблема. 

Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, продиктованные особым характером их деятельности, который, как правило, связан с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения); с сезонным характером их работы; с использованием специфического имущества, в. т.ч. объектов недвижимости (строений, сооружений). Указанные особенности выражаются в особых правилах процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций:

  • В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончанию соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
  • Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.
  • Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
  • Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. Аналогичные особенности имеет процедура банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.
Отметим отдельные специфические черты банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства:
  • Заявление индивидуального предпринимателя - главы хозяйства о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
  • Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.
  • В случае вынесения арбитражным судом решения о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства и открытии конкурсного производства, в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Из анализа процедур банкротства сельскохозяйственных предприятий, сделан  вывод о том, что во многом эффективность проведения процедур банкротства зависит от компетенции, умения и навыков арбитражных управляющих. Качественный уровень  подготовки арбитражных управляющих вызывает серьезную озабоченность, поскольку  многие из них никогда не работали в сельском хозяйстве, не имеют практического опыта  работы и не могут качественно решать поставленные задачи по выводу  сельскохозяйственных организаций из состояния банкротства. Самая острая проблема–отсутствие у арбитражных управляющих специальных знаний в сфере сельского  хозяйства. Закон о банкротстве предусматривает возможность установления кредитором (собранием кредиторов) или уполномоченным органом дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего. Однако, как показывает практика, не было ни одного случая предъявления дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего, претендующего на должность временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего сельскохозяйственной организации.

Практика также указывает на отсутствие заинтересованности кредиторов и самих арбитражных управляющих в применении к банкротству сельскохозяйственных организаций реорганизационных  процедур в виде внешнего управления и финансового оздоровления. Указанная проблема обусловлена тем, что кредиторы должника имеют своей целью скорейший возврат задолженности, а эта цель может быть достигнута только путем признания должника банкротом и продажи его имущества.

Все процедуры банкротства  сельскохозяйственных предприятий носят затяжной характер и длятся не по одному году. Арбитражные управляющие вынуждены обращаться в суд с ходатайством о продлении срока процедуры банкротства в связи с тем, что  длительное время не могут оформить в собственность должника принадлежащие ему объекты недвижимости. Практически ни один из бывших руководителей должников не  счел нужным зарегистрировать право собственности на принадлежащую сельскохозяйственной организации  недвижимость,  а  также  –  землю.  Оформление  в  собственность  объектов недвижимости, особенно земли, при банкротстве требует значительных временных затрат и финансовых расходов.

Еще одним из оснований, длительности проведения процедур банкротства сельскохозяйственных предприятий, является нежелание муниципальных образований принимать в свою собственность принадлежавшие должникам жилищные фонды социального использования и социально значимые объекты, которые не были проданы на торгах в соответствии с п.4 ст.132 Закона о банкротстве. Упомянутые объекты, как правило, имеют неприглядный вид и незначительную рыночную стоимость. Вместе с тем, собственники вынуждены нести бремя финансового содержания данных объектов.

Также затягивание процедур банкротства связано с тем, что многие арбитражные управляющие одновременно проводят процедуры банкротства в нескольких организациях, расположенных в различных регионах России, это не позволяет им качественно выполнять свои обязанности. Многие арбитражные управляющие не лично проводят процедуру банкротства, а перекладывают ее проведение на своих уполномоченных помощников и в некоторых случаях вообще не владеют ситуацией по проведению банкротства на предприятии.

Нельзя не сказать о том, что кредиторы, уполномоченные органы и даже суд лишены реальной возможности воздействовать на недобросовестных арбитражных управляющих в связи с чем, особую актуальность приобретает возможность привлечения арбитражных управляющих за неисполнение возложенных на них обязанностей к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.